Правое и левое полушарие — творчество и логика

Наверняка все слышали о том, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности — левое полушарие решает логические задачи, а правое — творческие. Но возможно не все слышали следствие из всего этого, которое касается одного из творческих занятий — рисования. Особенности нашей системы образования способствуют развитию в первую очередь логической составляющей. Как следствие, левое полушарие явно доминирует над правым и очень часто подавляет все его творческие потуги.

Правое и левое полушарие — творчество и логика

А за навыки рисования отвечает именно правое, творческое полушарие. Важный вывод — практически любой человек может научиться рисовать, если он предварительно научится заглушать доминирующее левое полушарие и давать волю правому.

Почему же левое полушарие так плохо справляется с задачами рисования? Потому, что оно привыкло мыслить штампами, заложенными в нас с детства. Именно эти штампы мешают увидеть истинную суть вещей, увидеть их такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они представляются левому полушарию. И именно поэтому многие люди видят одну и ту же вещь совершенно по-разному.

Обо всем этом я вычитал в замечательной книге Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», которую рекомендую к прочтению как тем, кто хочет научиться рисовать, так и тем, кто уже умеет это делать. В книге даются простые упражнения, благодаря которым развиваются навыки активации правого полушария мозга. Смысл упражнений прост — нужно выполнять действия, с которыми очень хорошо справляется правое полушарие и для которых абсолютно не подходит левое, и тогда рано или поздно левое полушарие сдастся и отдаст бразды правления правому. После таких упражнений человек учится по своему желанию переключаться в «правостороннее» мышление.

Привожу примеры таких упражнений. Смысл первого упражнения заключается в том, чтобы нарисовать зеркальную копию имеющегося изображения, одновременно «очерчивая взглядом» имеющееся изображение (пример в книге — «лицо-ваза», см. иллюстрацию к этому посту).

Другой пример — рисование перевернутого изображения. Здесь мы берем любое понравившееся изображение, переворачиваем его и стараемся рисовать, обращая внимание на отдельные детали, без видимости картины в целом. То есть мы стараемся просто скопировать каждую черточку, не задумываясь о том, чем именно она является на рисунке. Результаты поражают — даже люди, казалось бы совершенно не умеющие рисовать, достигают практически идеального результата. Вот что значит избавиться от штампов.

Третий пример — так называемое «чистое контурное рисование». Заключается оно в методичном рисовании хаотических узоров без контроля за тем, что получается в итоге. На практике рекомендуется не глядя на бумагу рисовать узор морщинок на собственной ладони. Этот метод считается одним из самых действенных.

Когда начинаешь задумываться об особенностях мышления левого и правого полушарий, некоторые вещи становятся на свои места. Например, за контроль времени отвечает левое полушарие мозга, поэтому при погружении в творческие занятий (в том числе рисование), человек теряет контроль над временем. Очнувшись от своего занятия человеку может не вериться, что с момента начала прошло целых три часа. Еще один пример — речь, за которую опять же отвечает левое полушарие. Человек, занятый чем-то творческим, может не слышать, что ему говорят, а на вопросы отвечать невнятным мычанием.


Оставить комментарий

7 комментариев на «“Правое и левое полушарие — творчество и логика”»

  1. Очень познавательно! Никогда не задумывался над этим.
    Выходит я не так уж и безнадёжен!

    Спасибо большое!!!

    П.с. Пойду испытывать творческие муки 😀

    • Я уверен, что безнадежных среди здравомыслящих людей в принципе нет, и что какие-то таланты есть у всех и каждого, просто к большому сожалению не у всех (в силу жизненных обстоятельств и прочих причин) эти таланты проявляются в течении жизни.

      Ну а знание основ (таких как принципы работы полушарий и особенности нашей в чем-то ущербной «левополушарной» системы образования) позволяет идти по более короткому пути обучения и развития своих способностей.

  2. Иногда бывает наоборот не хватает хорошей работы левого полушария, а правое на ура. Берешь в руки кисть как будто бы давно рисуешь.

  3. Интересные упражнения, надо попробовать! Тема загадок головного мозга очень интересная. Говорят, для развития творческих способностей полезно делать привычные дела левой рукой (для правшей). Мышку настроить на левую руку (я так сделал дома), чистить зубы лавой рукой, практиковать зеркальное письмо левой рукой и т.п. Кстати, вы умеете поднимать отдельно правую и левую бровь? Оказывается не у всех получается, но можно быстро научиться 😉

    • Кстати, вы умеете поднимать отдельно правую и левую бровь?

      Первый раз слышу, что этот процесс может вызвать у кого-то затруднения 🙂

      По поводу загадок мозга — рекомендую среди прочего почитать книжку Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу». Автор — невролог и нейропсихолог, в научно-популярной форме рассматривает примеры нарушений работы мозга из своей врачебной практики, но на этих примерах можно также составить себе представление о некоторых аспектах функционирования здорового мозга. Несмотря на сложность темы, книга читается легко и непринужденно 🙂

      • На счёт бровей – можно проверить на себе и на знакомых.
        По поводу книги – почитал, довольно специфическая тематика, на любителя психиатрии и патологий, как мне показалось. Мне тяжело такие книги читать, люблю более позитивные, не про болезни 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *